Устанавливая ограждение на своем участке, каждый рачительный хозяин должен обязательно предусмотреть возможность заезда транспорта на участок. Долгое время распашные ворота считались верхом комфорта и надёжности. Изготавливали их самостоятельно из материалов, которые были под руками. При зимних снегопадах их приходилось откапывать, чтобы открыть. В настоящее время большую популярность приобрели ворота откатные, материалы и фурнитура для которых дешевеют с каждым днем. Цельная, прочная конструкция сдвигается самостоятельно, ей не страшны сугробы и ветер, а главное, её можно смонтировать без привлечения помощников.
- Принцип работы и особенности конструкции
- Виды
- Консольные
- Подвесные
- Колесные
- Преимущества и недостатки
- Как сделать откатные ворота своими руками
- Чертежи, схемы и эскизы
- Ширина проёма ворот
- Длина полотна
- Высота ворот
- Основные элементы и фурнитура ворот
- Сооружение каркаса
- Закладываем фундамент и столбы
- Монтаж конструкции
- Распространённые ошибки
Принцип работы и особенности конструкции
В недалёком прошлом откатные ворота устанавливались только в промзонах, в государственных и иных организациях. Из-за дороговизны комплектующих деталей частник не мог себе позволить такую роскошь. Сейчас стоимость таких конструкций – значительно ниже, и они стали доступнее. Ворота вполне можно сделать самому, обладая минимальными понятиями о сварке и металлоконструкциях.
Большим преимуществом некоторых видов откатных конструкций является отсутствие направляющих, что позволяет проезжать через створ крупному транспорту.
Принцип их работы заключается в продвижении полотна, закреплённого на роликовые площадки, которые устанавливаются на забетонированном швеллере. Верхние ролики предупреждают перекос и падение створки. Для снятия нагрузки на роликовые опоры в закрытом состоянии предусмотрен концевой ролик, который передвигается в нижний улавливатель при закрытии створки. Верхний улавливатель надёжно фиксирует конструкцию в закрытом состоянии.
Для таких ворот приходится предусматривать дополнительное место для отката, ведь полный их размер должен составлять не менее 150 % от ширины проёма. При габаритах проёма, например, в 4 м, полотно должно быть не менее 6 м, и для отката надо закладывать такую же величину. Не каждый хозяин участка имеет такую возможность.
Первым делом надо определить размеры конструкции и изготовить эскизы с их учётом. Створка ворот – это рама с каркасом внутри (обрешёткой). Рама делается из профильной прямоугольной трубы 60×30 мм (толщина – 2 мм). Можно применить трубы 60×40 мм и 50×50 мм. Обрешётку можно выполнить из труб 40×20 мм или 30×20 мм.
Фурнитуру самостоятельно изготовить трудно, поэтому её лучше купить в специализированном магазине. Важно также подобрать ролики, которые выдержат вес конструкции.
Обшивку можно производить разными материалами. Чаще всего используется профнастил. Он имеет различные цвета, лёгок, удобен в работе и покрыт специальным составом против коррозии, что важно для долгой эксплуатации сооружения. Для стандартных ворот понадобится лист профиля ориентировочно 7-8 м2.
Виды
Для возведения конструкции своими руками важно правильно оценить свои возможности и рассмотреть все существующие модели откатных ворот. Некоторые виды имеют довольно простую конструкцию и не требуют разработки подробных чертежей, а некоторые возможно возвести только после тщательных расчётов и приложив много усилий.
Консольные
Ворота консольного типа имеют простую конструкцию и легко изготавливаются. У них нет верхней перекладины, что даёт проезд любому транспорту. Откатное полотно крепится на нижней направляющей на тележки с роликами. Всё сооружение надёжно и устойчиво благодаря мощному бетонному фундаменту, залитому по бокам столбов, и занимает минимум пространства вдоль забора. Такому сооружению не страшны снежные заносы, оно устойчиво при ветрах и имеет высокую степень защиты от взлома.
Подвесные
Подвесной тип ворот имеет балку вверху, на которой укреплены роликовые тележки. Перекладина опирается на опоры, установленные по сторонам воротного створа. Высота закрепления балки является ограничением для габаритного транспорта. Такой вид ворот чаще применяют на складах или в ангарах, которые ограничены по высоте или имеют крышу. Владельцам участков, ведущим строительство с использованием строительной спецтехники, такой вариант может не подойти.
Колесные
В этом варианте откатных ворот к полотну внизу крепятся ролики, колёса или подшипники. Полотно продвигается по рельсу или швеллеру, дающему направление и уложенному в бетон или грунт. Расположение направляющей на уровне земли ведёт к частому его засору листвой, мусором или льдом при паводке. Это может препятствовать работе всей системы и вызывать коррозию её частей. Для решения проблемы можно уложить швеллер выше уровня поверхности (транспорт будет подпрыгивать) или постоянно чистить створ ворот, чтобы обеспечить открывание/закрывание.
Преимущества и недостатки
Откатные ворота популярны, и спрос на них растёт, поскольку они эстетичны, просты в эксплуатации, прочны и долго служат. Установить на участке откатные ворота – это значит получить в свое распоряжение конструкцию, обладающую ещё рядом дополнительных преимуществ.
- Воротная конструкция не препятствует проезду транспортных средств в условиях ограниченного пространства внутри участка или со стороны улицы, при невозможности маневрирования и движения по прямой.
- Зона открытия исключает повреждение корпуса машины. Створка ворот может откатываться вправо или влево, поэтому транспорт не будет поцарапан, даже находясь близко.
- Простота управления и ремонта. Физическое участие человека сведено к минимуму. Любая неисправность ликвидируется самостоятельно без вызова специалистов.
- Надёжность. Откатные механизмы ломаются крайне редко даже при интенсивном использовании. Они исправно функционируют при любом климате и даже в местах постоянного «минуса».
- Независимость от климатических условий. Нижнее крепление консоли не выдвигает эксплуатационные требования относительно осадков, состояния грунта и так далее.
- Низкий уровень шума. Использование в конструкции роликов с резиновым покрытием обеспечивает «тихую» работу механизма. Ворота не скрипят и не хлопают.
- Широкий выбор материалов для отделки полотна позволяет подобрать оптимальный вариант, вписывающийся в общий дизайн территории.
- Оснащение автоматикой и средствами безопасности (при желании).
При всей функциональности ворота откатного типа всё же имеют несколько существенных минусов.
- Сложность установки. Монтаж потребует освободить значительное подъездное пространство и место около забора для беспрепятственного отката полотна.
- Требуется заливка фундамента.
- Особые требования к рельефу – отсутствие препятствий и бугров в секторе работы конструкции, иначе механизм будет подвергаться повышенным нагрузкам и ломаться.
- Сам забор – без выступающих элементов, чтобы не допустить зацепления и деформации створки и поломки механизма.
- Для некоторых видов есть ограничение по высоте.
- Дополнительный уход. В зимнее время надо обязательно очищать направляющий рельс (при колесном виде) от наледи, мусора и снега. Во избежание утяжеления конструкции снег следует убирать и с полотна.
- Высокая цена. Изделие без автоматики обойдётся покупателю в 30-40 тысяч рублей. Ворота-автоматы с фотоэлементами стоят от 50 до 60 тысяч рублей. При выборе высокопрочных материалов для ворот стоимость поднимется до 100 тысяч рублей и более. Экономия на фурнитуре и мелких деталях цену существенно не понизит.
Как сделать откатные ворота своими руками
Чтобы правильно установить ворота откатного типа, надо учитывать все функции, которые они должны выполнять. Это неограниченный проход людей и проезд транспорта через их створ, обеспечение удобства, комфорта и безопасности. Учитывая особенности местности, материал, конфигурацию забора и свои финансовые возможности, желательно спланировать будущую конструкцию на бумаге, составив хотя бы приблизительный эскиз.
Чертежи, схемы и эскизы
Сложная конструкционная откатная система должна быть точно просчитана, и расчёт лучше доверить специалистам. Она сочетается с любыми ограждениями и может быть использована даже при ограниченном въездном пространстве. Чтобы построить откатные ворота, имеются готовые чертежи и схемы, которые понятны даже непрофессионалу и дают возможность собрать самодельные ворота без участия строителей. Чертежи составлены с учётом выбранного типа ворот, материалов всех элементов и возможностей территории. В них учтены размеры направляющих, их вид, конфигурация изгороди и габариты проёма.
Ширина проёма ворот
Въездной проём ворот полностью зависит от габаритов транспорта, заезжающего на территорию. Если предполагается въезд крупного транспорта, например, Газели (ширина – 2,5 м), КАМАЗа (ширина – 2,9 м), то расстояние между опорами должно включать зазор между столбами и зеркалами машины (не менее 0,3 м) и угол заезда – 45°. Учитывается то, что в периоды дождей и снегопадов возможны пробуксовка, скольжение транспорта, что увеличивает значение ширины еще минимум на 0,5 м. Именно на этом параметре основывается вся схема конструкции откатных ворот. Опираясь на него, рассчитывают длину всего полотна, включая противовес.
Длина полотна
Длина полотна ворот заметно отличается от ширины их проёма. Она складывается из суммы составляющих:
- ширины воротного проёма;
- отступов для технологичного открытия/закрытия ворот;
- минимально допустимого расстояния между центрами кареток.
При учёте этих показателей становится ясно, что общая длина полотна сильно превышает ширину между опорами. Большое значение имеет размер противовеса, нужного для уравновешивания воротной створки и равномерного распределения её массы на каретки. Чем длиннее предусматривается противовес, тем меньше нагрузка на элементы конструкции. При проектировании надо учитывать, что длина противовеса должна быть не меньше 30 % ширины проёма. Этот параметр особенно важен, если места для отката полотна недостаточно. Оптимальным является значение в 40 %, тогда обеспечивается лёгкая, без поломок, эксплуатация конструкции. При меньшей длине противовеса возрастает давление на ролики, и возникает трение. Для открывания или закрывания ворот надо будет прилагать дополнительные усилия. Специалисты советуют рассчитывать минимальный противовес по формуле: (размер проема + 200 мм) × 0,4. Правильно рассчитав противовес, можно получить оптимальную длину всего полотна.
Высота ворот
Рассчитывать этот параметр следует, руководствуясь соображениями эстетики. Практической роли он не играет. При установке ворота будут выше забора на величину дорожного зазора. Просвет между краем ворот и грунтом должен составлять не меньше 10-15 см. Он также зависит от уровня, на котором установлены роликовые опоры, и их размера. Закладывая в чертежи размеры высоты для откатных ворот, эти факторы надо учитывать. Параметр высоты надо рассчитать так, чтобы створка получилась вровень с ограждением, иначе разница высот будет смотреться некрасиво.
Основные элементы и фурнитура ворот
Чтобы установить и активировать откатные ворота, кроме профильной трубы и материала для обшивки изделия, понадобятся вспомогательные элементы.
- Железная балка для обеспечения движения полотна. Размеры направляющих рельс: сечение – 71×65 мм, длина – примерно 6 м, толщина стенок – 3,5 мм (можно больше).
- Роликовые каретки. Обеспечивают свободное движение, удерживая полотно на направляющих.
- Концевые ролики с ловушками. Останавливают движение полотна и предотвращают его сход с направляющих.
- Заглушки и ограничители. Защищают механизм от грязи, снега, льда.
Подбор фурнитуры зависит от массы конструкции – от 500 до 800 кг. Когда обшивка делается лёгкими материалами (профнастилом), то выбирают фурнитуру для веса 350-400 кг. Ориентируются также на длину ворот – до 4 метров (фурнитура на 500 кг) и выше (от 500 кг). Ролики могут быть металлическими и из пластика. Пластик создаёт меньше шума при работе системы, чем металл, хотя служат и те, и другие, приблизительно одинаково. Сегодня фурнитуру можно купить готовым комплектом или в розницу, если цена комплекта не устраивает клиента.
Сооружение каркаса
Для работы над каркасом следует подготовить рабочее место по площади больше сооружаемой конструкции. Алгоритм дальнейших действий следующий.
- Готовят трубы нужного размера – 50×50×2 мм – и счищают с них окалину и ржавчину.
- Материалы обезжириваются (бензином) и грунтуются кистью или пульверизатором для ускорения работы.
- После того, как краска высохнет, производится сварка. Недопустимо оставлять отверстия в местах сварки, в них может попадать вода.
- Готовится внутренняя рама для крепления профлиста. Если обшивка будет с двух сторон, то меньшая (40×20×2 мм) труба располагается на большей посередине, и с краю, если зашивается только одна сторона, предполагая место для профлиста. Сварка производится «шахматно» для прочности.
- Места сварки покрываются грунтовкой.
- Каркас красят в 2-3 слоя краской для внешних работ.
- Когда краска подсохнет, можно начинать обшивку.
- Профлист фиксируется к внутренней раме с помощью саморезов.
Закладываем фундамент и столбы
Консольная конструкция привлекательна тем, что допускает проезд транспорта любой высоты ввиду отсутствия верхней балки. Однако установить консольные откатные ворота можно только на фундамент, в который должны быть вмонтированы закладные элементы, а к ним прикрепляется консоль. Если столбы уже имеются, фундамент размечается прямо перед ними и около ограждения на длину технологического выдвижения полотна, которое происходит для снятия нагрузки.
Если столбы забора не пригодны для использования, то на противоположной стороне устанавливается ответный столб. Он должен быть установлен со стороны участка, чтобы не сужать место проезда.
Чтобы видеть, как будет проходить заливка, делается разметка. От линии забора откладывается 50 см для обозначения ширины фундамента. Его длина будет равна размеру отката створки ворот.
Для закладной надо подготовить кусок швеллера 16×20 см, равный по длине ½ ширины проёма. Для фундамента также понадобится арматура с размерами 12-16 мм длиной 15 см. В бетонную смесь потребуются составляющие: песок, цемент, щебень в соотношении 2,1/1/3,9.
К швеллеру приваривается арматура с закреплением поперечных связей. Готовая закладная укладывается вниз арматурой в ров. Швеллер нужно установить строго по уровню и параллельно линии продвижения ворот. После фиксации закладной в котлован закладывается электропроводка в гофрах и выводится в требуемом для монтажа месте. Котлован заливается подготовленным раствором.
Монтаж конструкции
Установить и наладить откатные ворота можно, только предварительно подготовив территорию. Движению полотна с внутренней стороны забора ничего не должно мешать. Почву надо выровнять, удалив все возвышенности, камни и бугры.
Залитый фундамент застыл, электропроводка проложена, ответный столб установлен, что дальше? Для удобства дальнейшей работы следует разметить место прохождения полотна. На высоте 20 см натягивается верёвка, намечающая линию движения, далее выполняются по порядку шаги.
- Наметка расположения роликовых опор. От края проёма откладывается 15 см, ставится метка. Место второй тележки определяется, как длина ворот с консолью минус 10 см от границы ответного столба.
- Ролики ставятся в несущий профиль, вторая тележка приваривается.
- Полотно выдвигается в проём и регулируется.
- Полотно убирается с тележек, которые снимаются с площадок, площадки крепят закладной.
- Роликовые тележки крепятся к площадкам.
- К швеллеру, на ответной его части, крепятся уловители (верхний и нижний), которые не позволят полотну сойти со швеллера и колебаться при ветре.
- Полотно задвигается на опоры с роликами.
- Установка автоматики. Универсальная деталь с электроприводом (зубчатая рейка) устанавливается в систему. Чаще всего этот узел входит в комплект крепёжных элементов.
Распространённые ошибки
При неимении достаточного опыта в работе по установке откатных ворот существует высокая вероятность допущения ошибок, которые в дальнейшем могут сказаться на функциональности всей системы. Ошибки могут случиться на каждом этапе работы.
- Фундамент залит с нарушением технологии: состава раствора, ошибках в разметке, несоблюдением сроков выдержки фундамента.
- Крепёж и монтаж комплектующих элементов осуществлён с нарушениями инструкций.
- При выборе несущей балки не был учтён вес всей конструкции.
- При работе системы слышны посторонние шумы (скрип, лязг), что свидетельствует о попадании песка в подшипники.
- Комплектующие покрашены неаккуратно, потёки краски попадают на элементы системы.
После установки и монтажа конструкцию следует отрегулировать и проверить все её настройки.