- Как утеплить металлический гараж
- Особенности металлического гаража
- Плюсы и минусы утепления гаража
- Наружное или внутреннее утепление
- Наружное утепление
- Внутреннее утепление
- Выбор утеплителя для гаража
- Минеральная вата
- Пенополистирол
- Напыляемая теплоизоляция
- Как подготовить гараж к утеплению
- Процесс теплоизоляции
- Утепление снизу
- Утепление стен
- Утепление потолка
- Утепление гаражных ворот
- Резюме
Как утеплить металлический гараж
Чтобы летом металлический гараж не нагревался от жары, а зимой не замерзал от холода, его нужно утеплить. Расскажем о самых простых и надежных способах утепления металлического гаража. Разберемся, как сделать утепление изнутри.
Особенности металлического гаража
Металлический гараж — это сооружение из профлиста или листового металла на сварном каркасе из профильных металлических труб. Капитальный фундамент ему не нужен, поэтому обычно такой гараж ставят на ровное щебенчатое основание, залитое бетоном.
В неутепленном металлическом гараже все металлоконструкции на виду, их легко поддерживать в порядке и ремонтировать: заменять проржавевший крепеж, обновлять сварные соединения, своевременно удалять ржавчину и освежать антикоррозийное покрытие.
Но температура воздуха в неутепленном гараже напрямую зависит от температуры на улице. Летом в таком помещении невозможно находиться из-за жары, а зимой там мороз — каждый запуск мотора при отрицательной температуре воздуха сажает аккумулятор и ускоряет износ двигателя. Отапливать такой гараж не имеет смысла — это все равно что отапливать улицу.
Плюсы и минусы утепления гаража
Теплоизоляция создает эффект термоса: воздух внутри утепленного гаража медленнее остывает зимой и не накаляется летом. Если вы используете такой гараж как мастерскую, то можете поднять в нем температуру электроконвектором или тепловой пушкой. Утепленный гараж нагреется быстро. Если предстоит длительное хранение машины, отапливать гараж не нужно.
Главный минус утепленного гаража в том, что все металлические конструкции скрыты слоем теплоизоляции. Если ее неправильно выбрать и смонтировать, под ней будет сырость, и в гараже появится характерный запах затхлости. В результате автомобиль, инструменты и сам гараж начнут ржаветь, а антигололедные реагенты, завезенные с улицы на кузове и колесах, ускорят этот процесс. Поэтому очень важно выбрать оптимальный способ и надежные материалы для утепления.
Наружное или внутреннее утепление
Есть два способа утепления металлического гаража — снаружи и изнутри. Выбор зависит от габаритов и его места расположения.
Наружное утепление
Отдельно стоящие и тесные гаражи, в которых, кроме машины, ничего не помещается, лучше утеплять снаружи. Вот плюсы такого способа утепления:
- внутренние габариты остаются неизменными
- вы практически не ограничены в выборе материалов для утепления и фасадной отделки: вам не нужно использовать несгораемые материалы, потому что внутри утепленного гаража будет металлическая коробка — это надежная защита
- вы можете сделать в гараже окна и оформить фасады в общем стиле с другими постройками на участке
Однако утеплять снаружи дороже, чем изнутри: в бюджет придется закладывать стоимость материалов для кровли и фасадной облицовки.
Наружная облицовка должна быть дышащей, чтобы теплоизоляция под ней могла высохнуть. Для отделки можно использовать любые типы фасадных панелей, металлический или виниловый сайдинг и имитацию бруса. Их крепят к каркасу из оцинкованного металлопрофиля или деревянного бруска.
С помощью такой облицовки можно сделать вентилируемый фасад — многослойное утепление, в котором между облицовкой и слоем теплоизоляции есть воздушный зазор. Он позволяет избыточной влаге быстро испаряться и не задерживаться в конструкции.
Бескаркасный способ утепления фасадов, при котором теплоизоляцию наклеивают на стену и штукатурят, подходит только для утепления цоколя. Для утепления металлических стен его использовать нельзя, потому что под воздействием перепадов температуры металл будет деформироваться, теплоизоляция — отслаиваться, а штукатурка — трескаться.
Внутреннее утепление
Если гараж соседствует с другими постройками и нет возможности подобраться к стенам снаружи, то утеплять его придется изнутри. Вот плюсы такого утепления:
- невысокая стоимость — площади поверхностей меньше, а материалы для внутренней отделки дешевле, чем для внешней
- работы меньше, и она легче
Минус внутреннего утепления в том, что существенно уменьшаются размеры внутреннего пространства.
При утеплении изнутри есть несколько нюансов:
- Между внутренней облицовкой и теплоизоляцией необходимо делать пароизоляцию, которая не даст влаге и испарениям изнутри проникать в теплоизоляционный слой.
- Между гигроскопичной теплоизоляцией и металлом должен быть воздушный зазор шириной не меньше 4–5 см. Он необходим для выветривания влаги, которая будет оседать на металлической поверхности.
- Внутренняя обшивка должна быть негорючей.
Стены гаража иногда приходится отмывать от грязи. Поэтому лучшие варианты для их покрытия — легкие облицовки из металла: профлист или металлический сайдинг. Можно также использовать влагостойкий гипсокартон или фиброцементный сайдинг. Поверх гипсокартона в зонах повышенного загрязнения (до 90 см от пола) можно сделать защитные фартуки из керамической плитки или облицовочных ПВХ-панелей.
Выбор утеплителя для гаража
Для утепления гаражей используют теплоизоляционные материалы на основе минеральной ваты, пенополистирола или пенополиуретана. Расскажем о них подробнее.
Минеральная вата
Минеральная вата — это самая доступная по цене теплоизоляция. Она не горит, хорошо держит тепло и поглощает шум. Но этот материал отлично впитывает в себя влагу из воздуха и, намокнув, теряет теплоизолирующие свойства, поэтому утеплять им гараж не всегда можно.
Стекловата — самая дешевая минеральная вата. При намокании она слеживается в бесформенные комки, а при высыхании не восстанавливается. Использовать ее можно только на горизонтальных поверхностях и там, где она точно не намокнет. В гараже такое место одно — потолок. Чтобы влага из воздуха не проникала в стекловату, со стороны помещения ее нужно изолировать парогидроизоляционной пленкой, а со стороны железной крыши — ветровлагозащитной мембраной.
Каменная вата (минеральная вата на базальтовой основе) примерно втрое дороже стекловаты. Каменная вата легко вбирает в себя влагу, но при этом не теряет форму и не слеживается. Этот материал подходит для утепления верхнего перекрытия и стен — изнутри и снаружи. Но цоколь ею утеплять нельзя — это самое сырое место в гараже.
Помимо высокой гигроскопичности, у минеральной ваты есть еще один серьезный минус — она съедает пространство:
- Для эффективного утепления нужен слой каменной ваты толщиной не меньше 10 см. Ее монтируют между стойками каркаса из доски сечением 100 х 50 мм.
- Минеральная вата не должна соприкасаться с холодным и мокрым от конденсата металлом — между ней и листовым железом нужен зазор в 5 см. Чтобы его сделать, между профлистом и каркасом монтируют обрешетку из бруска сечением 50 х 50 мм, на которую натягивают ветровлагозащиту, в том числе чтобы минвата не выпадала.
- Изнутри минеральную вату нужно прикрывать пароизоляцией, а между пароизоляцией и внутренней обшивкой (ее толщина 1–1,5 см) также нужна обрешетка из рейки сечением 2,5 мм. Она будет обеспечивать вентиляционный зазор.
Если все сделать по правилам, то каждая стена станет толще на 20 см, а ширина стандартного трехметрового металлического гаража уменьшится до 2,6 м. Поэтому минеральная вата подойдет только для утепления просторного гаража.
Фасадные марки минеральной ваты подходят для утепления стен снаружи. В этом случае вместо каркаса из бруса используют металлический профиль для гипсокартона, а поверх него делают вентилируемый фасад. Для облицовки нижней части стен выбирают материалы на основе пенополистирола.
Пенополистирол
В отличие от минеральной ваты, пенопласт (ячеистый пенополистирол) и экструдированный пенополистирол воды не боятся и могут без последствий десятилетиями контактировать с почвенной влагой. Пенополистирол и пенопласт держат тепло лучше, чем минеральная вата: для утепления достаточно слоя 5 см.
Но эти материалы не любят дневного света и даже на теневой стороне под воздействием отраженного ультрафиолета быстро разрушаются. Поэтому при утеплении снаружи их нельзя надолго оставлять без фасадной облицовки.
При пожаре пенопласт и экструдированный пенополистирол выделяют токсичный дым, который быстро заполняет помещение. Поэтому без ограничений их можно использовать только снаружи. Плитами из экструдированного пенополистирола утепляют нижнюю часть наружных стен (до 60 см от грунта), которые контактируют с почвенной влагой.
Утеплять экструдированным пенополистиролом и пенопластом изнутри гаража можно при условии, что поверх утеплителя будет цементно-стружечная плита или два слоя влагостойкого гипсокартона. При таком способе утепления пенопласт монтируют между вертикальными стойками из бруска 50 х 50 мм, а к ним крепят внутреннюю обшивку. В результате стена становится толще на 7,5 см. То есть между наружными стенами гаража трехметровой ширины останется 2,85 м свободного пространства — больше, чем при утеплении минеральной ватой.
Напыляемая теплоизоляция
Напыляемая теплоизоляция на основе пенополиуретана (ППУ) создает бесшовный слой толщиной 2–4 см, исключающий мостики холода.
Это один из самых надежных способов утепления для металлического гаража: 5-сантиметровый слой пенополиуретана держит тепло, как 8 см пенопласта или 12–15 см базальтовой ваты. Кроме того, при внутреннем утеплении ППУ-теплоизоляция практически не съедает пространство.
Пеной можно утеплять гараж как изнутри, так и снаружи. Но при наружном утеплении придется сразу, в течение нескольких дней, сделать наружную облицовку, иначе пена быстро начнет разрушаться на солнце.
Возможны два способа утепления гаража пеной: из одноразового баллона или из мобильной установки для напыления пенополиуретана. С баллоном вы справитесь самостоятельно, а для работы с установкой нужна помощь профессиональных бригад.
Пену из баллона наносят ровным тонким слоем на металлические поверхности гаража. Она заполняет все полости, труднодоступные места и намертво приклеивается даже к ржавому и крашеному железу. В течение нескольких минут после нанесения пена поднимается и застывает, образуя слой толщиной в 1–2 см. Для утепления гаража достаточно, чтобы толщина слоя была 3 см, поэтому на стены и внутреннюю поверхность металлической крыши пену нужно наносить дважды.
При всех плюсах у пенополиуретановой теплоизоляции есть и минусы:
- Работать с такой изоляцией можно только в теплое время года и тогда, когда на улице сухо.
- Как и пенопласт, ППУ-теплоизоляция стареет под воздействием солнечного ультрафиолета и выделяет токсичный дым при пожаре. Поэтому снаружи ППУ-теплоизоляцию надо закрывать фасадной облицовкой, изнутри — несгораемыми материалами.
- Балонный пенополиуретан и ППУ, изготовленный при помощи промышленных установок, не одно и то же. Установки позволяют получать так называемый закрытоячеистый ППУ. Он твердый, плотный и обладает практически нулевой паропроницаемостью. Пенополиуретан из баллона открытоячеистый: он мягкий, как губка, а его паропроницаемость хоть и ниже, чем у минваты, но выше, чем у пенопласта. При утеплении помещения с повышенной влажностью он не защитит металл от влаги и коррозии. Использовать его можно, если ваш гараж стоит на сухом месте и хорошо проветривается.
Как подготовить гараж к утеплению
Прежде чем утеплять гараж изнутри, его нужно подготовить. Для этого оцените состояние вашего гаража и замените ржавый крепеж. Все металлоконструкции, которые будете зашивать теплоизоляцией, очистите от ржавчины болгаркой с корщеткой и покройте грунт-эмалью по металлу. Если крыша протекает, обновите покрытие. Небольшие повреждения можно устранить кровельным герметиком.
Если в гараже сыро, а на полу собираются лужи, обновите пол, насыпав щебня и сделав стяжку из армированного бетона. Толщина слоя стяжки должна быть не меньше 10 см, чтобы он мог выдержать вес автомобиля. Для гаража с габаритами 6 х 3 м потребуется 1,8 м3 бетонного раствора. Его можно приготовить самостоятельно из цементно-песчаной смеси марки М300. Месить раствор лучше в бетономешалке.
Также до утепления гаража нужно смонтировать вентиляцию. Самый простой вариант — собрать ее из пластиковых канализационных труб диаметром 110 мм
Для притока свежего воздуха сделайте отверстие в стене или цоколе на передней стене гаража (рядом с воротами). Оно должно располагаться на высоте 25–30 см от земли. Вмонтируйте в него отрезок трубы. Чтобы в гараже не селились мыши, трубу лучше закрыть решеткой или заглушкой, в которой высверлены 8–12 отверстий диаметром 8–10 мм.
Вытяжное отверстие можно сделать в верхней части стены — под потолком. Вставьте в него Г-образный воздуховод из двух труб, отвода-уголка и грибка-дефлектора. Дефлектор должен располагаться на высоте 40–50 см над крышей гаража.
Процесс теплоизоляции
Утеплять гараж нужно со всех сторон: пол, потолок и стены. Если ограничиться только стенами, получится термос без крышки: поддерживать в нем температуру, отличную от уличной, будет невозможно.
Для цоколя и нижней части стен возьмите негигроскопичные материалы на основе пенополистирола, для утепления верхней части стен и потолка — базальтовую вату. Каркас можно сделать из оцинкованного металлопрофиля для гипсокартона или деревянного бруска сечением 50 х 50 мм. Внутреннюю облицовку смонтируйте на обрешетку из деревянной рейки 20 х 40 мм. Все деревянные элементы каркаса перед монтажом нужно обработать огнебиозащитным антисептиком для древесины.
Утепление снизу
Чтобы защитить пол от промерзания, можно утеплить цоколь или сделать теплую отмостку из плит экструдированного пенополистирола толщиной 50 мм по периметру стен снаружи. Сам пол утеплять не нужно.
Если вокруг гаража совсем нет свободного места, можно выкопать у основания стены неглубокую (20–30 см) канавку, приклеить плиты прямо к стенам клеем-пеной для пенополистирола и присыпать щебнем. Если вы в дальнейшем не планируете обшивать гараж снаружи, покрасьте выступающую часть пенополистирола резиновой фасадной краской на водной основе.
Теплая отмостка спасает от промерзания лучше. В этом случае, кроме вертикального ряда плит, которые приклеивают на цоколь, нужен дополнительный — горизонтальный. Ширина отмостки зависит от того, сколько места вокруг гаража. Максимум — 60 см (ширина листа).
Чтобы сделать отмостку, снаружи по периметру гаража снимите верхний слой грунта на глубину 25–35 см — должна получиться траншея шириной 60–80 см с плоским дном. Приклейте к нижней части стен клеем-пеной плиты экструдированного пенополистирола толщиной 50 мм. Затем насыпьте поверх траншеи выравнивающий слой песка (5–10 см) и уложите на него ряды плит пенополистирола с небольшим (3–5 см) уклоном от стены. Затем присыпьте пенополистирол слоем щебня толщиной 20–30 см.
Утепление стен
Для внутреннего утепления стен можно использовать пенопласт толщиной 50 мм, надежно закрыв его несгораемой облицовкой, например двумя слоями гипсокартона.
Сделайте каркас из бруска сечением 50 х 50 мм и прикрепите его к стенкам гаража кровельными саморезами. Расстояние между стойками должно быть 52 см — чтобы между брусками и пенопластом были зазоры.
Между стойками разместите половину разрезанного вдоль листа пенопласта размером 120 х 100 см. Сантиметровые зазоры между брусками и листами, а также все труднодоступные углы заполните монтажной пеной. Когда пена высохнет, срежьте лишнее строительным ножом. При помощи саморезов гипсокартон-дерево обшейте стены сначала первым, затем вторым слоем влагостойкого гипсокартона. В первом слое плиты располагайте вертикально, во втором — горизонтально.
Утепление потолка
Порядок утепления потолка тот же, что и для стен: сделайте деревянный каркас, установите между стойками листы пенопласта, пропеньте швы и обшейте гипсокартоном.
Но есть нюанс: на потолок приходится львиная доля теплопотерь, и утеплять его нужно тщательнее, чем стены. При этом утяжелять его двойной облицовкой нежелательно. Чтобы сделать все правильно, каркас для потолка лучше монтировать не из бруска, а из доски сечением 100 х 50 мм, пенопласт ставить в два слоя, а гипсокартон — в один.
Утепление гаражных ворот
Для утепления ворот из профлиста или листового железа с каркасом из профильной трубы можно использовать экструдированный пенополистирол и монтажную пену. Листы нужно вставить между элементами каркаса, а все зазоры и полости — запенить.
Для внутренней облицовки используйте металлический профлист. Его можно прикрепить к металлическому каркасу саморезами по металлу.
Чтобы из щелей между створками и рамой ворот не дуло, проклейте их резиновым самоклеящимся уплотнителем для окон с D-образным профилем.
Резюме
Чтобы зимой в гараже можно было поддерживать температуру +5 °C, его нужно утеплить — снаружи или изнутри. Наружное утепление не уменьшает площадь гаража, но стоит дороже.
Утеплить гараж можно при помощи минеральной ваты, пенопласта или экструдированного пенополистирола и напыляемой теплоизоляции. Больше всего пространства съедает минеральная вата, меньше всего — напыляемая теплоизоляция.
При внутреннем утеплении для отделки стен нужно использовать негорючие материалы. Если решите утеплять изнутри пенопластом или пенополистиролом, зашейте теплоизоляционный материал двумя слоями влагостойкого гипсокартона. Нижнюю часть стены или цоколь, утепленный пенополистиролом, можно покрыть толстым слоем штукатурки. При утеплении гаража обязательно предусмотрите вентиляцию.